Воспитание кошек и собак

Часто спрашивают – в каком возрасте начинать дрессировку щенка? Существует очень тонкая грань между дрессировкой и воспитанием, и одно перетекает в другое.

  Воспитанный питомец – это собака, не причиняющая неудобств окружающим. Дрессированная собака способна на большее, и может быть обучена дополнительным и специализированным навыкам.

  Воспитание предполагает освоение питомцем основ общежития, и может быть эффективно в любом возрасте с момента отъема. До отъема азам поведения малыша обучает мама.

  Обучение может быть построено на импритинге – это когда щенок копирует поведение родителей или собратьев, таким образом он усваивает правила чистоплотности, взаимодействия в обществе животных и правила общения с человеком.

  Если вы берете щенка или котенка с улицы, необходимо учитывать, что его воспитание может не соответствовать вашим представлениям. Например, такие котята не умеют пользоваться лотком, щенки могут оставаться пугливыми и недоверчивыми.


Домашние животные лучше адаптированы к последующему пребыванию в условиях квартиры. В задачи нового владельца входит адаптация маленького четвероногого к новым условиям и обучение дальнейшим премудростям.


Основные задачи в воспитании котенка – обучение чистоплотности и правилам игры. В первые дни необходимо уделять особое внимание отправлению естественных надобностей, чтобы закрепить азы чистоплотности. Лоток должен быть в пределах досягаемости, а лучше в пределах видимости. Можно ограничить зону перемещения котенка, чтобы он не запутался в пространстве, и при первых признаках беспокойства в поисках туалета отнести малыша в лоток. Для более стойкого закрепления навыка лучше использовать знакомый наполнитель и похожий тип туалета.


Вторая задача – научить котенка общаться с владельцем. Статус хищника обязывает к демонстрации агрессивного поведения, поэтому кошки изначально склонны к проявлениям игровой агрессии. Котята в игре между собой активно кусаются и царапаются. Владелец должен переориентировать питомца на активные игры с игрушками или лазерным лучом, но руки и ноги человека должны быть табу. Если котенок имеет наклонность к агрессивному игровому поведению, можно использовать водяной пистолет или пульверизатор для пресечения нежелательных действий.


Для щенка спектр воспитательных мероприятий шире. Его с раннего «детства» можно обучать запрещающим командам, командам «Место!», «Можно» и «Нельзя!», «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!»и «Стоять!». Это основополагающие приемы общения со щенком, которые легко осваиваются им уже в 1.5-2-месячном возрасте. Для закрепления навыков используются повторяющиеся действия и положительное поощрение (ласка, игра, лакомство). Отрицательную стимуляцию в виде физического наказания использовать для щенка не рекомендуется.


Обучение чистоплотности и правилам приема корма – тоже важная составляющая контакта с четвероногим питомцем. Как правило, щенок бывает обучен отправлению естественных надобностей на пеленку или газету. Первые дни нужно относить малыша в туалет после каждого приема корма и после пробуждения.


Азы послушания закладываются уже с первых моментов общения со щенком – чтобы подтвердить свой статус «главного», приучите его начинать прием корма только после разрешающей команды. Это актуально не только для грозных служебных собак, но и для маленьких и карликовых пород, которые также склонны терроризировать хозяев.


Приучение соблюдать паузу-выдержку перед выходом на улицу и перед кормлением сделает собаку более управляемой и послушной, это дополнительное доказательство преимущества владельца перед питомцем.


Степень воздействия на питомца зависит от его характера и типа нервной системы. Легко возбудимые животные требуют больших усилий по выработке выдержки и статичных команд, но легко обучаются. Флегматичных животных трудно расшевелить на активные действия, зато они более управляемы. Сангвинники без труда осваивают любые действия, это представители наиболее желательного типа психики. Если животное трусливо, лучше избегать жестких приемов воздействия, чтобы не напугать его еще больше – достаточно показать газету, а не шлепнуть ей.


Пугливость не следует поощрять, в моменты страха или паники лучше отвлечь игрой или командой, но не гладить и успокаивать. Агрессию тоже нужно пресекать в корне, пока щенок или котенок еще поддаются воздействию, например, с помощью струи воды из пистолета или прекращения общения. Не пытайтесь проявить ответную агрессию, это лишь подкрепить нежелательное поведение. Для потенциально агрессивных животных особенно важно демонстрация преимущества владельца – выдержка и разрешающая команда еред кормлением, игрой, прогулкой